О профессиях

Веб-дизайнер — что это за профессия?

Веб-дизайнер — востребованная профессия, позволяющая работать из любой точки мира. У нее достаточно низкий порог вхождения — это значит, что освоить профессию может практически каждый желающий. Если вы уверены, что условная тройка по алгебре или предельная удаленность от темы дизайна могут помешать вам начать карьеру веб-дизайнера, не спешите с выводами.
Прочитайте нашу статью: мы собрали много полезных и воодушевляющих фактов о профессии. А еще узнали мнения экспертов рынка, кураторов и преподавателей онлайн-школы дизайна Contented, чтобы разбавить сухие факты опытным взглядом на специальность изнутри.
01

История веб-дизайна

Первый сайт появился 6 августа 1991.

Первый сайт появился 6 августа 1991.

Он содержал только ссылки и текст, никаких других элементов дизайна здесь не было. 22 апреля 1993 года был выпущен первый графический браузер Mosaic — он поддерживал возможность просмотра изображений. Сайты стали чуть более интересными, но и это был еще не веб-дизайн.

Началом его эпохи стали 1994-1996 годы.

Началом его эпохи стали 1994-1996 годы.

Именно тогда начали появляться сайты, пестреющие надписями, картинками, анимацией — всем тем, что сейчас мы воспринимаем как эталон «плохого» дизайна. Но тогда возможность использовать разные шрифты и GIF-изображения стала революцией в веб-мире.

В 1997-1998 году визуал сайтов начал приобретать привычные нам черты.

В 1997-1998 году визуал сайтов начал приобретать привычные нам черты.

Появился структурный дизайн — Cascading Style Sheets (CSS), макеты сайтов стали табличными. На страницах появились иконки и навигация, дополненная эффектами: увеличением текста при наведении курсора, смена цвета надписи и т.д.

Примерно в это же время начала развиваться FLASH-технология:

Примерно в это же время начала развиваться FLASH-технология:

дизайнеры получили возможность экспериментировать с формами и анимацией. Новыми возможностями явно злоупотребляли: страницы запестрели мигающими заставками, которые активно перетягивали на себя внимание пользователей.

К началу 2000-х дизайнеры утомились от пестроты и мерцаний.

К началу 2000-х дизайнеры утомились от пестроты и мерцаний.

Дизайн сайтов снова преобразился: в моду вошли тени, мягкие цвета, глянцевые элементы. Навигация стала еще более удобной и понятной.

С 2004 года началась эпоха Web 2.0.

С 2004 года началась эпоха Web 2.0.

Оформление сайтов стало более спокойным: однотонные фоны, градиент, скругленные элементы. Интерфейс обрел логику, понятную пользователю: броскость уступила место функциональности.

В 2007 году начинает развиваться сфера мобильных устройств: их доля в интернет-трафике активно растет.

В 2007 году начинает развиваться сфера мобильных устройств: их доля в интернет-трафике активно растет.

Одним из основных требований к разработке сайтов становится адаптивный дизайн. Он делает возможным просмотр страниц с любых устройств (мобильных и стационарных) без потери функциональности интерфейса.
На сегодняшний день адаптивность все еще остается обязательным требованием для веб-дизайна. Современные сайты отличает лаконичность, высокое разрешение графики, активное использование видеоконтента и скроллджекинга — функции смены контента во время прокрутки страницы.
02

Чем занимается веб-дизайнер

В широком смысле слова, веб-дизайнер — это специалист, разрабатывающий дизайн сайтов, которые нравятся пользователям и решают задачи заказчика. Процесс разработки включает создание визуальной части и работу на функциональностью.
К визуальной части относится не только внешний вид страниц. Помимо графических элементов — картинок, иллюстраций — web designer продумывает логику расположения элементов на экране, анимацию переходов, цветовую палитру. Если специалист работает над сайтом для определенного бренда, ему приходится учитывать особенности айдентики при разработке концепции.

Визуальные спецэффекты делают сайт уникальным. Но они не должны влиять на его функциональность. Если условная форма для заполнения данных красиво разворачивается на странице, но перекрывает кнопку «Отправить», смысл такой анимации теряется.

Работа над пользовательским интерфейсом (UX) — не менее значимая составляющая продукта, который делает веб-дизайнер. Он должен понимать, кто и зачем будет заходить на страницу, каковы особенности целевой аудитории, что ей интересно, чего она ждет от контакта с продуктом. Очевидно, сайт с развивающими занятиями для школьников будет сильно отличаться от лендинга крупной производственной компании — отнюдь не только цветовой схемой и видом иконок. Дети обрадуются какому-нибудь виртуальному щеночку-проводнику, водящему их от раздела к разделу. А работникам бизнес-среды нужен предельно лаконичный и информативный сайт, без щеночков и других затей.
03

Востребованность профессии

По данным портала HH.ru на момент написания статьи в одной только Москве веб-дизайнера ищут 360 работодателей. Из них более 80 — вакансии на удаленку. Плюс стоит иметь в виду, что некоторые работодатели ищут веб-дизайнеров, указывая не совсем корректное название специальности в описании вакансии. Дизайнер сайтов, разработчик сайтов, дизайнер в digital, а иногда даже графический дизайнер — такие названия могут встречаться на порталах с вакансиями, хотя фактически работодатель ищет именно специалиста в web. Такая ошибка — следствие банального непонимания разницы между этими профессиями.
Веб-дизайнер в Москве зарабатывает (по данным портала Trud) — 48 033 ₽. Столько может получать junior-специалист — то есть тот, кто приходит в компанию на стартовую позицию. По мере роста компетенций и перехода в middle или senior зарплата web-дизайнера может начинаться уже от 70 000 ₽. Средняя зарплата веб-дизайнера в России напрямую зависит от позиции. Имеет значение и место работы. В крупной и влиятельной компании у junior-специалиста зарплата может быть выше, чем у middle в небольшом дизайнерском агентстве.

Так как профессия позволяет работать удаленно, не обязательно ограничивать круг поиска вакансий только своей страной. Рынок других стран — Европы и США — открыт для талантливых соискателей. Уровень зарплат там выше: например, веб-дизайнер в США получает $57 467 в год, то есть почти $5 000 в месяц (по данным портала Glassdoor).
04

Что нужно знать и уметь

Должностные обязанности веб-дизайнера сильно зависят от места работы — в отличие от нужных навыков и знаний. Мы составили список хард и софт-скиллов, необходимых специалисту в этой сфере.
Hard skills

  • Основы дизайна. Без них никуда: веб-дизайнеру необходимо знать типографику, теорию цвета и композицию.
  • Графические редакторы. Прежде всего, Figma — основной инструмент для создания рабочих прототипов. Также нужны знания Adobe Photoshop, Adobe Illustrator. Чем больше инструментов знает веб-дизайнер, тем больше у него возможностей создавать сайты, качественно выделяющиеся из общей массы.
  • Дополнительные программы. Например, After Effects, Blender. Эти инструменты позволяют сделать сайт более интересным за счет анимации и 3D-графики.
  • Основы UX. Чтобы создавать продуманные интерфейсы, веб-дизайнеру нужно уметь анализировать аудиторию.
Soft skills

Эти навыки не всегда указываются работодателем в описании вакансии. Но для специалиста в вебе личностные характеристики крайне важны: от их наличия зависит и комфорт рабочего процесса, и даже карьерные перспективы.

  • Коммуникабельность. Умение найти общий язык с заказчиком — навык, который однажды наверняка переместится в список хард скиллов. Слушать, слышать, договариваться, доносить свои идеи и мысли, не переходя границ и сохраняя корректный тон общения — это не всегда просто, но крайне необходимо для профессионала.
  • Креативность. Веб-дизайнер — профессия творческая. Создать крутой продукт, основываясь лишь на теории дизайна, довольно трудно, поэтому любовь к чистому творчеству для специалиста в сфере веба так важна.
  • Широта взглядов. Чем шире дизайнер смотрит на вещи, тем более интересные и креативные сайты он создает.
  • Насмотренность и отслеживание трендов. В разделе об истории веб-дизайна в начале статьи мы рассказывали, как менялось оформление сайтов с течением времени. Тот, кто хочет делать хороший продукт, должен понимать, что представление о качестве и эстетике сайтов меняется, появляются новые инструменты и возможности. Внимание к трендам и интерес к происходящему в мире веб-дизайна помогает делать современные интерфейсы, а не копировать устаревшие.
  • Ответственность. Заказчик не будет работать со специалистом, который срывает дедлайны, игнорирует клиентский бриф или вообще исчезает с радаров. А если и будет, то всего один раз — первый и последний.
05

Плюсы и минусы профессии

Мы попросили практикующих специалистов в сфере веб-дизайна дать свои отзывы о работе веб-дизайнером и рассказать о позитивных сторонах и сложностях профессии.
Игорь Тен,
арт-директор Cuberto — агентства года по версии Аwwwards, входящего в ТОП-10 лучших агентств мира по версии популярнейших дизайн-сообществ,
эксперт курса «Профессия Веб-дизайнер»
Евгений Чванов,
UX/UI-дизайнер маркетингового агентства Farhus,
ментор на курсе «Профессия Веб-дизайнер»
Екатерина Калинова,
дизайнер в студии дизайна Chipsa

Что вам нравится в профессии?

Игорь Тен:
Мне нравится, что я редко скучаю, работая над проектом. Большинство из них требует чего-то нового. Работая над сайтами, я стараюсь делать их не только эстетически привлекательными, но и функциональными и удобными для пользователей.
Евгений Чванов:
Создавать продукт, который не только приносит прибыль клиенту, но и удовольствие, положительный отклик у пользователя. Иногда веб-дизайн — это креатив, полет мысли, чистое творчество!
Екатерина Калинова:
Возможность проявлять креативность и выстраивать систему, в рамках которой можно развивать стилистику сайта. В целом нравится систематичность и порядок.
Прежде чем изучать новую специальность, важно узнать не только положительные стороны, но и отрицательные. О них мы тоже спросили экспертов.

Какие сложности есть в веб-дизайне?

Игорь Тен:
Сложность, заключается в том, что нужно найти баланс в проекте. Визуальная часть сайта не должна быть во вред функциональной. Это то, без чего не получится хороший результат.
Евгений Чванов:
1. Необходимость подстраиваться под видение заказчика;
2. Работа в условиях сжатых сроков;
3. Периодическая необходимость в доработке готовых проектов;
4. Активная конкуренция.
Екатерина Калинова:
Профессия требует обширных познаний в области дизайна. Для создания качественного макета требуется иметь хорошие представления о типографике, композиции, цвете и умении объединять это в одну систему, что часто вызывает трудности.

Стоит ли учиться веб-дизайну?

2020 год сильно повлиял на рынок труда. В выигрыше остались профессии, позволяющие работать удаленно — в том числе и профессия веб-дизайнера. Понимая это, многие решили переучиваться и осваивать новые специальности, открывающие перспективу постоянной удаленки.

Мы узнали, стоит ли учиться на веб-дизайнера в 2021 году — или же нет смысла погружаться в профессию из-за слишком высокой конкуренции.
Игорь Тен:
Дизайнер, у которого будут хорошие знания пользовательского интерфейса (UX) и навыки визуального дизайна (UI), всегда сможет найти себе интересную работу или проект. Профессия веб-дизайнера, позволяет расправить свои творческие крылья и идти в ногу с новейшими технологиями.
Евгений Чванов:
Интернет и интерфейсы будут с нами всегда. А хороших дизайнеров очень не хватает.
Екатерина Калинова:
Большинство людей в развитых странах пользуются интернетом, и будущее — за ним. Качественный веб-сайт — хороший вклад в бизнес, и сайт облегчает жизнь не только пользователям, позволяя ознакомиться с продуктом во всех подробностях и сделать заказ, не прибегая к звонкам или офлайн-магазинам, но и самой компании, существенно снизив нагрузку на колл-центр и упростив задачи по организации производства.

Где учиться на веб-дизайнера

Научиться веб-дизайну в университете, получая классическое образование, достаточно сложно. Технологии и программы развиваются слишком стремительно, тренды меняются слишком быстро — невозможно постоянно корректировать программу ВУЗа, чтобы быть на волне с рынком.

В онлайн-школе дизайна Contented на курсе веб-дизайна преподают эксперты-практики: они работают с крупными брендами — Сбер, Яндекс, Coca-cola, Tinkoff и т.д. — и постоянно погружены в среду, поэтому в курсе всех трендов.

Много внимания на курсе уделено практике: «голой» теории недостаточно, чтобы научиться веб-дизайну. Студенты выполняют практические работы, которые потом собирают в портфолио. А в качестве диплома создают проект по реальному брифу от заказчика.

Научиться веб-дизайну вполне возможно с нуля: наши кураторы всегда готовы ответить на любой вопрос и помочь с выполнением задания. Так что если вы мечтаете о новой профессии — творческой и востребованной — не бойтесь приступать к ее изучению.

Чувствуете прилив вдохновения и желание поменять жизнь? Приходите на наш курс.
Как вы оцениваете статью?
Материал — вода
Классно, но ничего не понял
Эксперты дело говорят
Я бы поспорил
Большой сердечный лайк
Понравилось? Поделитесь с друзьями